Главная - Гражданское процессуальное право - Правовой режим открытого моря

Правовой режим открытого моря


Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютного характера, ее можно назвать регулируемой свободой.

Принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права, составляет основу правового режима судоходства в открытом море. Из него в свою очередь вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.

Итак, свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету.

Правовой режим открытого моря

В Конвенции по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Закреплен усложненный пространственный признак: положения Конвенции, относящиеся к открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море (ст. 86). Морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно обозначить как территории, на которые распространяется юрисдикция (суверенитет) прибрежного государства в полном объеме (внутренние, архипелажные и территориальные воды) либо в объеме, установленном международным правом (континентальный шельф и ИЭЗ).

И Женевская конвенция об открытом море, и Конвенция по морскому праву закрепляют принцип свободы открытого моря для всех государств – прибрежных и внутриконтинентальных.

Правовой режим открытого моря и международного района морского дна

Например, в современном международном морском праве к другим свободам относится свобода военного мореплавания. Свобода открытого моря не безгранична. Государства, пользуясь этими свободами, обязаны уважать законные интересы других стран (ст. 87).

Свобода судоходства включает в себя свободу судоходства как торговых судов, так и военных кораблей. Под военным мореплаванием понимается плавание боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ, и оно отличается от других видов мореплавания тем, что осуществляется кораблями, наделенными особыми правами и обязанностями, обладающими специальными юридическими признаками и свойствами.


Свобода военного мореплавания, являясь одним из общепризнанных принципов современного международного права, должна согласовываться с другими принципами, такими как неприменение силы, невмешательство во внутренние дела других государств и др.

Правовой режим открытого моря реферат

Слежение можно рассматривать как обычную повседневную деятельность военных кораблей. Поэтому нет специальных конвенционных норм международного морского права, которые регламентировали бы слежение. Однако некоторые вопросы слежения могут явиться предметом двусторонних соглашений.


Так, 25 мая 1972 г. СССР и США заключили Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, в котором устанавливается, что корабли, ведущие наблюдение за кораблями другой стороны, не должны мешать их действиям или создавать опасность кораблям, за которыми ведется наблюдение (п. 4 ст. 3). Подобное соглашение в 1986 г. было заключено СССР с Англией.

И наконец, изъятие из принципа юрисдикции государства флага допускается при пресечении несанкционированного вещания.

Правовой режим открытого моря и морского дна

Вниманиеattention
Известными морскими офшорами являются Мальта, Панама, Греция, Кипр. Осенью 2003 г. Монголия объявила свою территорию морским офшором. В 2003 г. наибольшее число судов в мире ходило под флагами Панамы – 4860, Китая – 1480, Либерии – 1454, Мальты – 1258.

В целях борьбы с практикой «удобных флагов» в 1986 г. была принята Конвенция об условиях регистрации морских судов.

Женевская конвенция 1958 г. и Конвенция 1982 г. устанавливают принцип исключительной юрисдикции государства флага в открытом море. Этот принцип был признан в 1927 г. на основе решения Постоянной палаты международного правосудия. Государство по всем вопросам осуществляет юрисдикцию и контроль в отношении судна, его капитана и экипажа.

Международно-правовой режим открытого моря

В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является.

Право на вмешательство ограничено следующими условиями:

  • — оно может осуществляться только военными кораблями, любыми другими должным образом уполномоченными судами или летательными аппаратами, имеющими четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе;
  • — оно не может осуществляться в отношении военных кораблей, а также судов, принадлежащих государству или эксплуатируемых им и состоящих на некоммерческой государственной службе.

Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа

Этот принцип регламентируется широким конвенционным механизмом: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Договор о запрещении размещения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов 1971 г. и др.

Охрана морской среды – в Конвенции 1982 г. закреплены обязанности государств по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше; в результате деятельности на морском дне; по загрязнению с морских судов; по захоронению вредных, токсичных, ядовитых отходов; по загрязнению из атмосферы.

Понятие правовой режим открытого моря

Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.

Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства.

Чума пиратства, казалось бы ушедшая в небытие, неожиданно в 80-х годы ХХ столетия стремительно стала расползаться по морям и океанам, и пока ничто не может ее остановить. Современные торговые суда, а также перевозимый на борту груз, стоимость которых исчисляется порой миллионами долларов, представляют собой лакомый кусок для современных флибустьеров. Пиратство сегодня представляет реальную угрозу безопасности мореплавания.

Принципы характеризующие правовой режим открытого моря

. Правовой режим открытого моря включает в себя ряд фундаментальных принципов, получивших сначала обычное, а позже и договорное закрепление, а также всеобщее признание в международно-правовой доктрине. К таким принципам относятся: свобода открытого моря, неправомерность претензий на суверенитет над открытым морем, резервирование открытого моря для мирных целей, сотрудничество государств в борьбе с преступлениями в открытом море, право преследования по горячим следам и некоторые другие.

Исторически первым универсальным актом, закрепившим принцип свободы открытого моря, стала Конвенция об открытом море 1958 года, принятая на Первой конференции ООН по морскому праву. Однако на практике данный принцип в той или иной степени соблюдался задолго до принятия указанной Конвенции.
Вместе с тем, нельзя сказать, что свобода открытого моря господствовала в международной практике во все времена.

Основы международно-правового режима открытого моря

Если судно плавает под флагами двух и более государств, оно может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Юрисдикция государства флага над его судном налагает на такое государство ряд международно-правовых обязанностей. К ним, в частности, относятся ведение специального регистра судов, плавающих под его флагом и принятие на себя юрисдикции над экипажем судна.

В отдельных случаях, прямо предусмотренных Конвенцией, в отношении морского судна может осуществляться юрисдикция иного государства. Это правило не распространяется лишь на две категории судов: на военные корабли и на суда, состоящие на некоммерческой государственной службе.

Назовите принципы характеризующие правовой режим открытого моря

Правовой режим открытого моря

Под открытым морем понимаются все части моря, которые расположены за пределами внутренних и территориальных вод, экономической зоны и архипелажных вод и находятся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с нормами и принципами международного права (ст. 86 Конвенции ООН по морскому праву).

С точки зрения правового режима открытое море считается территорией res communis, т.е. оно не может находиться под суверенитетом какого-либо государства (ст. 89).

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря, включающий в себя свободу судоходства, свободу рыболовства, свободу летать над открытым морем, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу научных исследований, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов (ст. 87).

Конвенции.

Военный корабль или воздушное судно вправе захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц и захватить имущество; наложение взыскания и мер наказания входит в компетенцию того государства, суда которого захватили пиратов (ст. 105).

14 сентября 1937 г. восемь стран (в том числе и Советский Союз) подписали Нионское соглашение, согласно которому пиратскими признавались действия военных кораблей и подводных лодок, если эти действия «противоречили самым элементарным требованиям гуманности».

Вторым изъятием из общих принципов является вмешательство в целях борьбы с работорговлей. Согласно ст. 99 Конвенции, каждое государство принимает эффективные меры против перевозки рабов.

Понятие и правовой режим открытого моря презентация

Важноimportant
Под военным кораблем согласно Конвенции понимается судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки военного корабля, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих, имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29).

Правовое положение военного корабля определяется его иммунитетом от юрисдикции иностранного государства. Иммунитет военного корабля является производным от суверенитета государства. Иммунитет военного корабля проявляется в трех формах: а) иммунитет от иностранной юрисдикции, т.е.


нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море; б) иммунитет от принуждения, т.е.

Понятие и правовой режим открытого моря

  • — при осуществлении права преследования.

Конвенция 1982 года дополнительно к вышеуказанному перечню предусмотрела право на вмешательство:

  • — при пресечении несанкционированного вещания из открытого моря;
  • — если судно не имеет национальности.

Наконец, вмешательство может осуществляться:

— на основании международного договора.

Вполне очевидно, что в последнем случае вмешательство может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.

Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну.

В открытом море все суда (и военные корабли) подчиняются исключительно юрисдикции государства флага.

Юрисдикция государства означает, что функции власти над всеми своими судами могут осуществлять только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага, она также означает, что преследование членов экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *